Современное российское государство
Конституция РФ содержит характеристики российского государства как демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет этим характеристикам (на уровне современных стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые санкции по наведению конституционного порядка, (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние общественного мнения на государственные дела — все это снижает демократический потенциал государственного управления.
Российское государство не является развитым социальным государством. По некоторым данным, около трети населения находится за чертой бедности, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается.
Российское государство не является полностью правовым. Многие законы не выполняются, правовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок.
Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях, эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.
Россия — федерация. Однако ее федеративная организация несовершенна, ее субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (9 из 10 автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ).
Государственные образования. Как уже говорилось, государство возникло не сразу. Этому предшествовал длительный период вызревания, в процессе которого складывались различные предгосударст-венные, протогосударственные формы. В современных условиях протогосударства, или предгосударства, возникают обычно в условиях революционных событий, различных форм национально-освободительной борьбы, повстанческих и сепаратистских движений. Например, в ходе гражданских войн в Китае, завершившихся провозглашением в 1949 г. Китайской Народной Республики, в разных частях страны создавались так называемые красные (советские) освобожденные районы с новой властью. К 1949 г. подобных районов насчитывалось 19, на их территории проживали в общей сложности более 300 млн человек. В них создавались свои органы управления (преимущественно военного), школы, больницы и т.д., созывались съезды советов, был принят закон о земле. Подобные территории, освобожденные от власти португальских колонизаторов, на протяжении многих лет существовали в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и некоторых других странах. В последней из них денежное обращение заменялось «народными магазинами» прямого продуктообмена, а на завершающей стадии борьбы в лесном районе Бое в 1973 г. была принята даже конституция, которая после признания Португалией независимости Гвинеи-Бисау (в 1974 г.) стала конституцией нового государства.
Наряду с предгосударственными создаются и государствоподобные образования (государственные образования). К их числу относятся прежде всего субъекты федерации (например, штаты в США, провинции в Канаде, некоторые из таких субъектов, например республики в России, в конституциях, в том числе федеральной, характеризуются как государства). В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств и более 300 субъектов федерации в них (больше всего в России — 89, меньше всего в Танзании — 2). В России, согласно Конституции 1993 г., не только Федерация, но и субъекты Федерации обладают государственной властью, но она имеет подчиненный характер: основные государственные полномочия осуществляет Федерация. Кроме того, Федерация при нарушении федеральной Конституции и федеральных законов субъектом РФ (факт нарушения устанавливается судом) вправе применить к нему федеральное принуждение. Аналогичная ситуация существует и в зарубежных федерациях, их субъекты имеют свои законодательные и исполнительные органы, иногда — свою судебную систему (США), чаще — только отдельные виды судов (в России это конституционные в республиках РФ и уставные суды в других субъектах РФ, а также мировые судьи). В некоторых федерациях субъекты федерации имеют свои конституции (Германия), в других (Пакистан) этого нет. Так же обстоит дело и с гражданством субъектов федерации.
Государственными образованиями являются некоторые формы территориальной автономии. Политической автономией являются Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан, Автономная Республика Крым и др. Политические автономии не имеют своих конституций, но обладают правом собственного законодательства по местным вопросам. В Шотландии (Великобритания) в 2000 г. после 300-летнего перерыва восстановлен даже свой парламент.
Незначительные элементы государственности присущи и административным автономиям. Они не обладают правом собственного законодательства, но имеют некоторые полномочия, не присущие обычным административно-территориальным единицам. Таким образований в мире немного, но в Китае насчитывается более 150 различных единиц административной автономии.
Есть и иные явления, обладающие элементами государственности (например, Советы в России в условиях двоевластия 1917 г. действовали как власть, занимались управленческой деятельностью). Черты государственности имеют некоторые международные объединения (Европейский Союз, Союзное государство Белоруссии и России и др.).
Похожие работы:
- Современное российское государство
Конституция РФ содержит характеристики российского государства как демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного перех...
- Российское гражданское право как отрасль права
Российское гражданское право в современных условиях представляет собой частное право, выражающее его основные характеристики, принципы и конструкции -децентрализацию (координацию) в юридическом регули...
- Предельные величины: современное значение
Концепция австрийской школы подвергалась острой критике с разных сторон. Она отвергалась сторонниками трудовой теории стоимости; с австрийцами не соглашались немецкие экономисты, отстаивавшие позиции ...
- Российское гражданское законодательство в гражданско-правовых системах современности
Российское гражданское право принадлежит к типу правовых систем европейского континентального права, основанных на греко-римской и христианской культуре, и в то же время отличается своими особыми, сам...
- Современное состояние страхового рынка России
Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование прина...